среда, 7 декабря 2011 г.

Реферат на тему: Электронная коммерция


Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие электронной коммерции…………………………………………..6
2. Основных классы систем для электронной коммерции…………………..7
3. Рынок электронной коммерции.....................................................................9
4. Преимущества и недостатки электронной коммерции…………………..12
5. Основные виды бизнеса в интернете…………………………………….........................14
6. Электронные платежные системы………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников и литературы………………………...27


Введение

Первые системы электронной коммерции появились в 1960 х.- годах в США. Они применялись в транспортных компаниях для обмена данными между различными службами при подготовке рейсов и для заказа билетов.
Первоначально такая коммерция велась с использованием сетей, не входящих в сеть Интернет, по специальным стандартам электронного обмена данными между организациями.
К концу 1960-х годов в США существовало четыре индустриальных стандарта для обмена данными в различных транспортных компаниях. Для объединения этих стандартов в 1968 г. был создан специальный Комитет согласования транспортных данных, результаты работы легли в основу нового EDI- стандарта.
В 1970-е годы аналогичные события происходили в Англии. В этой стране главной областью применения EDI был не транспорт, а торговля. Выбранный здесь набор спецификаций Tradacoms был принят Европейской экономической комиссией ООН в качестве стандарта обмена данными в международных торговых организациях.
В 1980-х годах начались работы по объединению европейских и американских стандартов. В результате этой работы на 42-й сессии Рабочей группы по упрощению процедур международной торговли в сентябре 1996 г. была принята Рекомендация № 25 «Использование стандарта Организации Объединенных Нации для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте».
Таким образом. В начале 1990-х годов появился стандарт EDI-FACT, принятый ISO (ISO 9735).
Но окончательное слияние американского и европейского стандартов не произошло. Для электронного обмена данными появилась новая, более перспективная возможность – обмен данными через Интернет. Развитие интернета с его низкой себестоимостью передачи данных сделало актуальной модернизацию EDI систем. В результате в середине 1990 годов был разработан еще один стандарт – EDIFACT over Internet (EDIINT), описывающий как передавать EDI – транзакцию посредством протоколов безопасной электронной почты SMTP/S-MIME.
Для возникновения и роста популярности электронной коммерции существует ряд демографических и технологических предпосылок, таких, как:
- широко распространенный  доступ к информационным технологиям, в частности компьютерам и интернету;
- повышение уровня образования общества и, следовательно, более свободное обращение с технологиями;
- технический прогресс и цифровая революция сделали возможным взаимодействие между собой многих цифровых устройств, например компьютера, мобильного телефона, и другое;
- глобализация, открытая экономика, конкуренция в глобальном масштабе;
- доступность электронной коммерции для кого угодно, в какое угодно время, и в каком угодно месте.
- стремление к экономии времени;
- рост ассортимента товаров и услуг, возрастание спроса на специальные товары и услуги.



1. Понятие электронной коммерции

Электронная коммерция – вид хозяйственной деятельности по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю через электронные компьютерные сети. Другими словами, электронная коммерция – маркетинг, приобретение и продажа товаров и услуг через компьютерные сети, в основном сеть Интернет. Электронная коммерция предоставляет новые возможности для повышения эффективности коммерческой деятельности в целом.
В отличие от традиционной коммерции электронная коммерция предоставляет следующие возможности компаниям:
- Продавать свою продукцию через Интернет;
- Развивать и координировать отношения с потребителями и поставщиками;
- Обмениваться электронным путем товарами и услугами;
- Уменьшить цену на доставку цифровых продуктов и на послепродажную поддержку покупателя;
- Быстро реагировать на изменения рынка;
- Снизить накладные расходы;
- Улучшать обслуживание клиентов и внедрять собственные сервисы для покупателей;
- Расширять круг потребителей;
- Учитывать индивидуальные нужды покупателя;
Покупателям электронная коммерция позволяет:
- Покупать товар в любое время и в любом месте;
- Провести сравнительный анализ цен и выбрать лучшую;
- Получить одновременно доступ к широкому ассортименту товаров;
- Выбирать удобные механизмы для совершения покупок;
- Получать информацию и новости в зависимости от своих предпочтений.


2. Основные классы систем для электронной коммерции

Основными классами систем для электронной коммерции являются:
- Business-to-Business (B2B) - Бизнес-Бизнес. Взаимодействие одного бизнеса с другим (организация поставок, обмен документацией, заказы, финансовые потоки, координация действий, совместные мероприятия). Решения для корпоративной электронной коммерции;
- Business-to-Customer (B2C) - Бизнес-Потребитель. Взаимодействие продавца и покупателя (приобретение клиентом товаров, услуг, получение консультаций, приобретение страховок и пр.).
Выделяют также и другие категории:      
- Business-to-Government (B2G) - Бизнес-Правительство. Специальный вид торговли по заказам правительственных организаций.
- Government-to-Citizens (G2C) - Правительство-Граждане. Обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации.
- Government-to-Governmen (G2G) - Правительство-Правительство. Сфера отношений государственных органов между собой.
- Customer-to-Customer (С2C) - Потребитель-Потребитель. Продажа товаров, непосредственно от одного человека (пользователя) другому (например: аукцион).
- Consumer-to-Business (C2B) - Потребитель-Компания. Примером модели электронной коммерции C2B служит компания Priceline, где потребитель указывает цену, за которую он хочет купить товар, например авиабилеты, или услугу, например, забронировать номер в отеле.
- Business-to-Partners (B2P) или Business-to-aLLiance (B2L) - Бизнес-Партнеры. Взаимодействие с филиалами и партнерами, совместные предприятия и общение с поставщиками услуг.
- Business-to-Employee (B2E) - Бизнес-Сотрудник. Внутрикорпоративная система электронного бизнеса, позволяющая организовывать работу персонала компании и вести совместную бизнес-деятельность сотрудников, отдельных структур или подразделений. Подобные системы предназначены для обеспечения удобства и привлекательности работы высококвалифицированного персонала на данном предприятии, организации его работы с гибким режимом времени, предоставления возможностей обучения, социальных льгот, информации о системе премирования, корпоративных мероприятиях и т.п. Фактически, B2E системы берут на себя некоторые функции менеджеров, администрирования и управления кадрами. Как правило, такие системы функционируют во внутрикорпоративной сети - интранете, но могут иметь доступ и извне - из интернета.
- Business-to-Business-to-Customer (B2B2c) - Бизнес-Бизнес-Потребитель. Интеграции систем класса B2B и B2C в единой платформе.
- Exchange-to-Exchange (E2E) - Биржа-Биржа. В рамках данной модели продавцы и покупатели выполняют транзакции не только в масштабе конкретной электронной биржи, но и между различными электронными биржами.
  

3. Рынок электронной коммерции

Исследования рынка электронной коммерции тесно связано с исследованием аудитории интернета. По данным американских исследований, электронная торговля товарами народного потребления является выгодной при условии, что пользователями сети является 12% населения страны. Число пользователей Интернета, их интересы и потребности в значительной степени определяют темпы и основные направления дальнейшего развития электронной коммерции.
В коммерческой деятельности и рекламе принято использовать оценку недельной аудитории интернета. К этой категории относятся те пользователи, которые посещают интернет минимум один раз в неделю и чаще.
Наряду с общим ростом числа пользователей происходит перераспределение долей корпоративных клиентов и физических. Корпоративный пользователь – это пользователь, имеющий доступ в интернет с работы или учебы и не оплачивающий услуги из персонального или семейного бюджета. На сегодняшний день число пользователей, использующий доступ к интернету из дома, и корпоративных пользователей, примерно равно.
Во всем мире наблюдается ежегодный прирост пользователей интернета, и как следствие, электронная коммерция становится все более востребованной. Отметим основные преимущества электронной коммерции:
1.  Повышение производительности труда.
2.  Снижение времени операций.
3.  Снижение затрат.
4.  Экономичность.
5.  Высокая норма прибыли.
6.  Появление новых форм и видов бизнеса.
7.  Специализация. При наличии информации о вкусах и предпочтениях потребителя можно подбирать продукцию в соответствии с индивидуальными потребностями каждого.
8.  Мобильность, то есть возможность быстро реагировать на изменения рынка.
9.  Возможность выполнения услуг в режиме оnline.
10.  Более тесная связь с потребителями.
11.  Упрощение взаимоотношений с поставщиками.
12.  Н возможности для маркетинга и рекрутинга.
13.  Возможность осуществления электронных расчетов.
14.  Снятие географических ограничений, как для потребителей, так и для компаний.
15.  Круглосуточная доступность компаний.
Наряду с этим электронная коммерция имеет ряд существенных недостатков и не решенных проблем, которые в конечном итоге сдерживают ее дальнейшее развитие. К таким недостаткам и проблемам относятся:
1. Возможность проникновения в систему компьютерных вирусов и хакеров.
2. Не всегда достаточная безопасность операции.
3. Уязвимость компании, связанная с доступностью сведений о ней и информации о ее продукции на вэб - сайте.
4. Проблемы исполнения заказов в напряженные периоды закупок (например, в праздничные дни).
5. Проблемы взаимоотношений с потребителями, так как не все желают общаться только по компьютерной сети.
6. Существование продукции, не покупаемой в оперативном режиме (мебель, обувь).
7. Недостаточная стандартизация технологий для доступа к электронному рынку.
8. Финансовые проблемы. К ним относятся таможенные и налоговые сборы, электронные системы оплаты.
9. Договорные и правовые проблемы, обусловленные несовершенством законодательной базы.
10. Культурные проблемы. К таким проблемам относятся не достаточная квалификация пользователей. Языковой барьер.

  
4. Преимущества и недостатки электронной коммерции

Преимущества:
Если розничные электронные магазины для российского рынка это все еще экзотика, то преимущества ведения деловых операций через Интернет многие компании почувствовали уже сейчас. Это стало особенно актуальным в условиях экономического кризиса и связано с преимуществами, которые получит фирма после применения интернет-технологий.
Имеется множество преимуществ, вот лишь некоторые из них:
- Значительно увеличивается оперативность получения информации, особенно при международных операциях;
- Значительно сокращается цикл производства и продажи, т.к. больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;
- Значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;
- Использование интернет - технологий электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам;
- Позволяет легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах;
- Позволяет создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном сайте.

Недостатки:
Товары, которые можно заказать из другой страны электронным способом должны доставляться по воздуху железной дороге автотранспортом либо морем. Таможенные сборы на такие товары удерживаются при пересечении границы точно также как и сборы на такие же товары, заказанные обычным путем. Однако такие товары как книги, фильмы и музыкальные произведения можно оцифровать и непосредственно переслать потребителю. По мере расширения торговли по Интернету, что может привести к аномальной ситуации. Таможенный сбор может подлежать уплате с книги или CD-диска при пересечении границы, в то время как их оцифрованные версии, доставляемые непосредственно потребителям через Интернет, позволяют избежать уплаты таких сборов. Вероятно, с таких товаров при переводе через Интернет также трудно взимать и налоги (например, НДС и налог с продаж). Применение электронных средств в торгово-коммерческой деятельности вызывает много вопросов правового характера. Например, таких как: Каково происхождение товаров электронной торговли? В каких случаях товар, доставленный с помощью электронных средств, является отечественным и в каких - импортным? Каким образом поступают торговцы, использующие электронные средства в тех случаях, когда национальное законодательство либо международные правовые акты в отношении торговых сделок предписывают необходимость заключения контрактов в письменной форме, а также представления оригиналов документов или подлинных подписей? Каким образом можно сохранить аутентичность передаваемого сообщения с тем, чтобы каждая из сторон могла определенно судить об идентичности пославшего сообщение электронным способом или быть уверенной в том, что посланное сообщение не подверглось искажению при передаче? Существование неопределенности в применимости мер принуждения, и возможности возмещения в отношении контрактов, заключенных с помощью электронных средств может явиться препятствием на пути развития трансграничной электронной коммерции. Другими словами при использовании электронных средств, скажем для заключения контракта или доставки товара необходимы не только технические возможности, но и соответствующая правовая база.


5. Основные виды бизнеса в интернете

Компании электронной коммерции используют различные виды и формы бизнеса: электронные магазины, электронные витрины, электронные биржи, аукционы, торговые площадки, электронные рекламные или туристические агентства, электронные консультационные центры ит.п.
На сегодняшний день основу электронной коммерции составляет электронная торговля. Наиболее распространенным критерием для классификации компании электронной коммерции является уровень технологий, применяющихся для организации торгового процесса. На практике системы для торговли редко бывают полностью автоматизированными и по степени автоматизации такие системы можно классифицировать как вэб - витрины и электронные магазины.
Электронная витрина – специализированный вэб - сайт, на котором опубликована информация о предполагаемых товарах и услугах, но отсутствуют функции автоматического оформления покупки и механизмы приема электронных платежей. Обычно это достаточно простые и не дорогие сайты, представляющие товары в виде стандартного каталога. Иногда они могут производить операцию оформления заказа и выставления счета, но на этом этапе работа с заказом переходит менеджеру по продажам.
Далее менеджер организовывает связь со складом, доставку товара покупателю и прием оплаты за покупку. Параллельно с операциями, относящимися непосредственно к продаже товаров, требуется тщательное изучение спроса, проведение рекламных мероприятий.
Таким образом, электронная витрина не требует разработки и установки на сервере какого либо специального программного обеспечения, и это позволяет подготовить и запустить подобный проект за несколько дней. Однако такая система требует найма дополнительного квалифицированного персонала, а так же не всегда удобно для покупателя.
Тем не менее, электронная витрина может стать оптимальным решением для компании торгующих товаром различных специализированных категорий, товаров, не покупаемых в интернете, или для компании, производящих свой товар на заказ под конкретное требование покупателя.
Электронный магазин в отличие от электронных витрин полнофункциональные электронные магазины обычно оснащены специализированным программным обеспечением, полностью обслуживающим технологический процесс электронной торговли. Одним из самых известных электронных магазинов в мире является книжный магазин Amazon , а наиболее успешным примером электронного магазина в Рунете является магазин «Озон».
Электронный магазин осуществляет демонстрацию товара посетителю, формирование заказа, подсчет его полной стоимости и автоматически взаимодействует с базами данных, содержащими информацию о наличии товаров на складе. Также он принимает платежи от держателей банковских карт и пользователей электронных платежных систем, т.е. выполняет полное сопровождение сделки от выбора товара до контроля за получением оплаты.
Программное обеспечение электронного магазина обычно позволяет организовывать ряд вспомогательных функций, таких, как поиск по категориям товаров, получение дополнительной информации о товаре, техническая поддержка пользователей.
Большинство современных программных пакетов, предназначенных для создания электронного магазина, позволяют выполнить полный комплекс функций магазина - от идентификации и авторизации пользователя до подготовки бухгалтерской документации; они имеют механизмы взаимодействия с бухгалтерскими приложениями, что заметно облегчает процесс учета продаж и подготовки налоговой отчетности.
Помимо программного обеспечения настоящий электронный магазин должен иметь внутреннюю инфраструктуру, скрытую от глаз покупателя. В такую инфраструктуру могут входить служба доставки товаров, склад и отдел снабжения, технический отдел, осуществляющий круглосуточную поддержку сайта и программного обеспечения, собственная бухгалтерия и отдел рекламы.
Таким образом, электронный магазин – это достаточно большое предприятие с разветвленной внутренней структурой, полностью ориентированное на получение прибыли за счет прямых продаж какой – либо продукции пользователям Интернета.
В последнее время сильно возросла популярность сервисных служб, предоставляющих всем заинтересованным организациям готовые электронные магазины в аренду. В большинстве случаев владельцам магазина достаточно лишь загрузить на сервер прайс-листы, описание предлагаемых товаров, а также дополнительные иллюстрированные и текстовые материалы, после чего они могут принимать поступающие заказы.
Электронные аукционы – это специализированные серверы, предоставляющие своим посетителям возможность осуществлять торги в режиме реального времени при помощи сети Интернет. Одним из наиболее популярных аукционов в мире является Ebay , а российском сегменте Интернета – «Молоток».
Для того чтобы стать участником такого аукциона, достаточно зарегистрироваться в базе данных сервера аукциона, после чего можно выставлять что – либо на торги. При открытии лота на него устанавливается стартовая цена и продолжительность торгов, после этого покупатели повышают минимальную ставку с целью перебить цену конкурентов. Как только истечет срок продолжительности торгов, сервер автоматически направит продавцу и покупателю, назначившему самую высокую цену, координаты друг друга, после чего они решают вопросы обмена товара на деньги самостоятельно.
В электронной коммерции, также как и в традиционной, используются такие типы аукционов, как стандартный, обратный, немецкий и т.д.
Коммерческая выгода организаторов электронного аукциона чаще всего заключается в продаже рекламной площади на страницах сайта, поскольку посещаемость таких ресурсов весьма высока. Как правило, помимо аукциона подобные серверы предоставляют своим клиентам целый ряд дополнительных услуг, например службы новостей или доступ к электронной почте, что заметно увеличивает приток посетителей и, соответственно, прибыль от рекламы.


6. Электронные платежные системы

Платежная система в Интернете – это система проведения расчетов между компанией и пользователем сети Интернет в процессе покупки или продажи товаров или услуг через Интернет.
В электронной коммерции выделяют следующие основные механизмы оплаты товаров и услуг:
1. Оплата пластиковой картой, то есть перевод денег с банковского счета покупателя на счет продавца.
2. Дебетовые схемы (некарточные платежные системы)
3. Электронные деньги.
4. Традиционные методы оплаты, например оплата наличными или почтовым переводом.
Каждый из этих механизмов оплаты может быть реализован несколькими методами.
На сегодняшний день пластиковые карты являются распространенным средством оплаты. Такая схема оплаты похожа на обычную покупку в магазине: клиент покупает товар или услугу и передает продавцу для оплаты номер своей кредитной карты, деньги с которой снимаются и поступают на счет продавца. Компания может организовывать прием платежей с пластиковых карт с помощью различных механизмов:
- через собственный счет продавца.
- через платежного посредника.
- через платежных посредников для работы с физическими лицами.
Прежде чем компания – продавец получит возможность принимать на своем сайте пластиковые карточки, она должна открыть в банке специальный счет, называемый счетом продавца. Счет продавца – это транзитный счет в банке, куда поступают деньги, полученные продавцом с пластиковых карт покупателей. Затем деньги переводятся на текущий счет продавца. Без такого счета прием платежей пластиковыми карточками невозможен.
Открыть собственный счет продавца достаточно сложно - это доступно только юридическим лицам. Банки с подозрением относятся к тем, кто принимает платежи через Интернет, они очень тщательно проверяют претендентов на получение такого счета, т.к. это связано с большими рисками для самого банка; следовательно, небольшим компаниям получить такой счет самостоятельно практически невозможно. В связи с этим растет количество фирм, как российских, так и иностранных, которые берут на себя открытие нерезидентам США счет продавца в американских банках. Такие компании – посредники называют МАР (Merchant Account Provider).
Большинство таких компаний не только помогают получить счет продавца, но также занимаются регистрацией предприятия за границей, открытием счетов в банках.
Механизм приема оплаты через платежного посредника более удобен, т.к. компании – продавцу не нужно думать об авторизации пластиковых карт, осуществлять собственноручно трансакции, решать проблемы налогообложения (налоги платит только платежный посредник, но не продавец, пользующийся его услугами) и т.д. всем этим занимается посредник. Недостаток этого варианта – более высокий процент за обслуживание.
Платежные посредники в электронной торговле – это фирмы, которые уже имеют собственный счет продавца и за определенную плату предоставляют другим фирмам возможность проводить свои платежи через него и забирать потом полученные деньги. Разные посредники устанавливают разные ограничения на то, что можно продавать с их помощью. Большинство из них готовы работать только с материальными товарами, т.к. риск обмана в этом случае меньше, чем при продаже нематериальных товаров.
Некарточные платежные системы – это такие системы, в которых покупатель сначала регистрируется, открывает счет, переводит на него деньги, а потом уже ими пользуется. В этом случае пользователю не надо вводить параметры своей пластиковой карты при каждой покупке, как это делается при оплате пластиковыми картами.
В не карточных системах обеспечивается более высокая степень безопасности и существует возможность устанавливать меньшую плату за трансакции клиентов, чем в карточных системах, - 2-4% от суммы платежа. На самом деле переводов денег со счета на счет в таких системах просто нет. Все деньги всех участников коммерческой операции лежать на единственном счете в банке, и вместо реальных трансакций ведется журнал их перемещений между разными участниками.
Неудобство для покупателя в этом случае состоит в том, что в отличие от оплаты кредитной карты, прежде чем купить что – нибудь, покупатель должен сначала зарегистрироваться, создать свою учетную запись в системе и внести на нее деньги. Т.е. покупателю придется вносить на свой счет деньги не в качестве платы за товар или услугу, а авансом, в расчете на будущее.
Электронные деньги представляют собой специальные файлы, циркулирующие между покупателем, продавцом и банком, которые играют роль купюр и монет. Системы электронных денег также можно отнести к дебетовым схемам. Как и в не карточных платежных системах, покупатель должен сначала внести деньги в систему, а потом их тратить. В системах электронных денег непосредственное внесение денег на транзитный счет в платежной системе заменяется приобретением валюты, которую затем можно потратить при оплате товаров или услуг через Интернет.
В таких системах создатели отказались от самой идеи банковского счета. Роль денег играют файлы – обязательства интернет - банков. При этом при помощи современных криптографических методов такие файлы обладают всеми свойствами настоящих денег. В частности, их невозможно изготовить кому – либо, кроме банка – эмитента. Их подлинность легко проверяется. Специальные процедуры исключают возможность копирования электронных денег. Иными словами, это аналоги бумажных банкнот, в которых роль водяных знаков и защитных полосок играют протоколы защитных данных. Оборот таких денег очень дешев и быстр. Электронные купюры можно передавать по сети, оплачивая товары и услуги, совершая банковские операции, одалживать, дарить и т.д.
Для хранения электронных денег и проведения расчетов обычно нужно установить программу – кошелек, которая бесплатно предоставляется на сайтах владельцев электронных платежных систем. Обычно эти системы позволяют хранить электронные деньги в нескольких валюты.
Преимуществом электронных денег является то, что их можно применять для микроплатежей – меньше 1 доллара, что невозможно сделать при оплате пластиковой картой. Используя цифровую наличность, находящуюся на жестком диске компьютера, покупатель может делать покупки мгновенно, причем с него не будут взиматься проценты за трансакции. Но главное преимущество электронных денег – конфиденциальность расчетов. Когда покупатель расплачивается цифровой наличностью, продавец устанавливает лишь подлинность денег, но не может определить, кто именно сделал покупку.
Недостатком электронных денег является то, что хранятся они на жестком диске компьютера, который может быть заражен компьютерным вирусом или подвергнут хакерской атаке, в результате чего целостность системы будет разрушена и электронные деньги могут быть потеряны.
Смарт-карта - это пластиковая карта со своим процессором, памятью, программным обеспечением и системой ввода – вывода информации. Электронные деньги на базе Смарт-карт могут обеспечить необходимый уровень конфиденциальности и анонимности, а также не требуют связи с центром для подтверждения оплаты. В связи с этим стоимость трансакций с использованием смарт-карт стремится к нулю, появляется возможность заплатить один цент, не платя за перевод еще 10-15 центов.
Электронные деньги зачисляются на смарт-карты посредством снятия средств с реальных счетов клиентов и замены их на цифровые деньги на смарт-карте. После зачисления электронных денег на карту дальнейшее отслеживание их перемещений между пользователями становится невозможным, т.е. система, по сути, предлагает полный электронный эквивалент настоящих денег. Передача электронных денег между пользователями может осуществляться по телефону или при помощи специального оборудования.
Безопасность электронной коммерции.
Как уже говорилось, одной из основных проблем электронной коммерции на сегодняшний день остается проблема безопасности, т.е. сведение к минимуму рисков и защита информации.
Причинами нарушения нормального функционирования компании в сети Интернет могут быть: компьютерные вирусы, мошенничество, приводящее к финансовым убыткам; кража конфиденциальной информации; незаконное вмешательство в файлы с конфиденциальной информацией о потребителях и т.п.
Степень защиты веб – сайта электронной компании зависит от уровня секретности его информации и потребностей в ее соблюдении. Так, например, если на сайте вводятся номера кредитных карточек, то необходимо обеспечить наиболее высокую степень защиты веб – сервера.
Задачи соблюдения безопасности в электронной коммерции сводятся к аутентификации пользователей, соблюдению конфиденциальности и целостности информации: аутентификация – проверка подлинности пользователя; конфиденциальность – обеспечение сохранения частной информации, предоставленной пользователем; целостность информации – отсутствие искажений в передаваемой информации.
Угрозой нарушения целостности информации на веб- сервере могут выступать хакеры и вирусы.
Хакер проникает на слабо защищенные компьютеры и серверы и устанавливает специальные программы – невидимки, которые достаточно трудно обнаруживаются. Обычно такая программа – невидимка не наносит вреда веб – сайту, но создает большую перегруженность в сети. Хакер определяет цель своего нападения и активизирует заранее установленную программу, посылая команду через Интернет на несколько компьютеров. С этого начинается атака, которая приводит к перегруженности сети коммерческого предприятия.
Еще одним серьезным видом нарушения безопасности компьютеров и серверов в Интернете является вирус. Вирусы нарушают целостность системы и вводят в заблуждение средства защиты информации. Наилучшим средством защиты от вирусов является установка и периодическое обновление антивирусных программ, а так же использование брандмауэров. Брандмауэр – это фильтр, устанавливаемый между корпоративной сетью и сетью интернет для защиты информации и файлов от несанкционированного доступа и для разрешения доступа только уполномоченным лицам. Таким образом, брандмауэр препятствует проникновению компьютерных вирусов и доступу хакеров в сеть предприятия и защищает ее от внешнего воздействия при подключении к Интернету. При внедрении электронной коммерции одним из важнейших вопросов становиться конфиденциальность информации. Информация, предоставляемая пользователем компании, должна быть надежно защищена. Одним из способов обеспечения безопасной и конфиденциальной передачи данных по компьютерным сетям является криптография, т.е. шифрование или кодирование данных таким образом, чтобы прочитать их могли только стороны, участвующие в конкретной операции. При шифровании отправитель сообщения преобразует текст в набор символов, который невозможно прочитать без применения специального ключа, известного получателю. Ключ к шифру представляет собой последовательность символов, сохраненных на жестком диске компьютера или на дискете. Степень защищенности информации зависит от алгоритма шифрования и длины ключа, измеряемой в битах.
Существует два вида алгоритмов шифрования:
1.  Симметричные, в которых один и тот же ключ, известный обеим сторонам, используется и для шифрования, и для дешифрования информации;
2.  Симметричные, в которых используется два ключа, один – для шифрования, второй для дешифрования. Один из таких ключей является закрытым (секретным), второй открытым (общедоступным).
Одним из наиболее известных и перспективных способов аутентификации отправителя сообщений является электронная цифровая подпись (ЭЦП) – электронный эквивалент собственноручной подписи. В первые ЭЦП была предложена в 1976 году Уитфилдом Дифи из Станфордского университета. Федеральный закон Российской Федерации «об электронной цифровой подписи» сказано, что электронная цифровая подпись реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а так же установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Процесс применения электронной цифровой подписи выглядит следующим образом:
1. Отправитель создает сообщение и шифрует его своим закрытым ключом, который в то же время является электронной цифровой подписью отправителя. При этом шифруется как сам текст общения, так и ЭЦП, присоединенная в конце документа.
2. Отправитель передает зашифрованное письмо и свой открытый ключ по каналам связи получателю;
3. Получатель дешифрует сообщение открытым ключом отправителя.
4. Совместно с ЭЦП обычно применяют одну из существующих ХЭШ - функций. ХЭШ - функция формирует строку символов, называемую сводкой сообщения, в процессе обработки сообщения. Отправитель создает сводку сообщения, шифрует ее и так же пересылает получателю. Получатель обрабатывает сообщение той же ХЭШ – функцией и тоже получает сводку сообщения. Если обе сводки сообщения совпадает, то сообщение было получено без искажения.
5. Для подтверждения принадлежности открытого ключа, какому - либо конкретному лицу или коммерческому предприятию служат цифровые сертификаты. Цифровой сертификат – документ, выдаваемый центром сертификации, для подтверждения подлинности конкретного лица или предприятия путем проверки его имени и открытого ключа. Для получения цифрового сертификата надо обратиться в центр сертификации, и предоставить необходимые сведения. Каждый центр сертификации устанавливает свои цены и, как правило, выдает цифровой сертификат на год с возможностью продления после оплаты за следующий год.
Для решения вопросов безопасности в компаниях электронной коммерции используются протокол SSL и технология SET.
Протокол SSL – основной протокол, используемый для защиты данных, передаваемых по сети Интернет. Этот протокол основан на комбинации алгоритмов ассиметричного и симметричного шифрования. Он обеспечивает три основные функции: аутентификацию сервера, аутентификацию клиента и шифрованное соединение по протоколу SSL.
Протокол SET – протокол, используемый для трансакции между коммерческими банками и кредитными картами клиентов.


Заключение

Начиная с середины 90-х годов во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование, в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.
Электронная коммерция (e-commerce) - это ускорение большинства бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом. В этом случае информация передается напрямую к получателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе.
Термин "электронная коммерция" объединяет в себе множество различных технологий, в числе которых - EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными), электронная почта, Интернет, интранет (обмен информацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром). Таким образом, электронную коммерцию можно характеризовать как ведение бизнеса через Интернет.
Системы электронной коммерции можно разделить на два основных класса - системы для организации розничной торговли и системы для взаимодействия с деловыми партнерами (системы бизнес для потребителя и бизнес для бизнеса).
Но существует ряд проблем в сфере электронной коммерции:
Сетевые технологии Internet еще далеки от совершенства, чтобы обеспечить надежную защиту для коммерческой деятельности в Internet.
Кроме пробела в сетевых технологиях, существует правовой пробел.
А что самое главное – общественное сознание еще не доросло до электронной коммерции как таковой.


Список использованных источников и литературы

1. Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): правовое регулирование и налогообложение. Электронный учебник.
2. Вадим Эйдлин. Все, что нужно знать для создания успешного коммерческого Интернет проекта. http://www.vadimeidlin.com/e-dictionary.htm
3. http://uicserver.uic.nnov.ru/~chep/html/comopr.htm
4. http://www.gipi.kg/E_comerc/infor1.htm
5. http://www.bankreferatov.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий