понедельник, 12 декабря 2011 г.

Курсовая работа на тему: Трудовая деятельность школьников.


Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Теоретические основы изучения трудовой деятельности младших школьников…………………………………………………………..……………6

1.1.Особенности трудовой деятельности младших школьников………………6
1.2. Организация труда младших школьников…………………………...……11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа организации трудовой деятельности  младших школьников……………………………………..…….18
2.1. Диагностика уровня  трудолюбия у  детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………...……18
2.2.         Организация работы по  трудовому воспитанию  младших школьников………………………………………………………………………20
2.3.Анализ результатов работы…………………………………………...…….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиография…………………………………………………….………………30
Приложения


 Введение

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания.
Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
 Источником многих знаний о педагогических и психологических условиях развития у школьников интереса к труду являются идеи А.С Макаренко и  В.А Сухомлинского, а также опыт лучших современных педагогов и психологов.. Исследователи В.Е. Гурин, А.Г. Барабанов, Ф.И Иващенко, В.К Котырло, А.Г Глущенко в своих работах показали пути и способы приобщения школьников к творческому труду, формирования у детей интереса к трудовой деятельности.
Психологическая и педагогическая науки накопили немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии и педагогики в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Прежде всего здесь следует выделить проблему главного “ядра” в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро”, как показали исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А. Ферапоновой и других ученых составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи и педагоги ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.  Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. У детей младшего школьного возраста важно заложить убеждение в том, что труд является почетной обязанностью каждого человека, воспитать интерес к труду, стремление быть трудолюбивым и желание приносить пользу людям.
Особое воспитательное значение имеет организация трудового процесса. Именно в процессе труда формируются отношение к труду, моральные качества личности, навыки коллективной работы, применяемые в процессе труда, методы и приемы организации труда. В литературе и школьной практике рационально избранную структуру, удачно используемые методы, что определяет хорошую работу и обеспечивает воспитательную эффективность труда, называют педагогически правильной организацией труда. Педагогически правильная организация труда имеет огромное значение в совершенствовании трудового воспитания учащихся, имеет неисчерпаемые воспитательные возможности. Но методика организации трудовых процессов еще разработала слабо.
Исходя из вышеизложенного, становится понятным, насколько актуальна тема данной курсовой  работы.
Объект исследования:  процесс обучения трудовой деятельности  в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: трудовая деятельность  в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность  педагогически правильной организации труда младших школьников; разработать и экспериментально проверить эффективность использования методики организации трудовых процессов младших школьников.
 В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что педагогически правильная организация труда, способствует воспитанию трудолюбия у младших школьников
    Исходя из данной гипотезы выдвинуты следующие задачи исследования:
Задачи:
1) Обосновать значение педагогически правильной организации трудовой деятельности  для воспитания  интереса к труду у младших школьников.
2) Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику организации трудовых процессов младших школьников.
3) Доказать положительное  влияние педагогически правильной  организации труда на воспитание интереса к трудовой деятельности у младших школьников.
4) С учетом полученных результатов разработать и внедрить в практику вариант методики организации трудовых процессов.
   Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анкетирование; метод оценки, сравнительного анализа; анализ экспериментальных материалов.
       Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
  


Глава 1. Теоретические основы изучения трудовой деятельности младших школьников

 

1.1.Особенности трудовой деятельности младших школьников


Актуальная задача школы –  трудовое воспитание детей, воспитание у детей бережливого отношения к  общественному добру,  школьному имуществу, оборудованию, личным вещам. Эта задача может быть решена при условии, когда ребенок включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
Как отмечает И.Д. Чернышенко, в процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Учитель имеет возможность расширять и углублять знания учащихся по труду, прирородоведению и другим предметам. Причем используемые формы и методы (экскурсии, встречи, кружковые занятия) позволяют решать эти задачи эффективно. Реальное дело, практические занятия дают простор для появления творческой инициативы, выдумки, творчества, сообразительности [18, с. 124]. В разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое значение и воспитательное значение для детей – у них повышается интерес к труду и деловым занятиям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно  совершенствовать трудовые умения и навыки.
Формируя трудовые умения и навыки, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Практика показывает, что развитие склонностей  у детей младшего школьного возраста оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем на выбор рода занятий в жизни.
Важная задача учителя младших классов полнее использовать труд и трудовые занятия в целях эстетического воспитания. Осуществление этой задачи требует отбора богатого в эстетическом отношении содержание трудовой деятельности., форм и методов занятий, которые развивали бы у детей эстетические чувства, пробуждали творческую фантазию, интерес к художественному творчеству и потребность вносить красоту в свой труд.
        П.П. Костенко считает, что воспитательное влияние труда обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Подвижность, двигательная активность, готовность к действию, присущая этому возрасту, требует разнообразных видов деятельности, использования разных форм и методов [8, с. 42]. В подавляющем большинстве дети этого возраста с охотой включаются в работу, легко увлекаются наепсоредствен6но трудовой деятельностью. Но их желания ситуативны, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуемного желания часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому к занятиям они могут охладеть, не доводить начатое дело до конца, переключаться с одного на другое. Зная об этом учитель должен постоянно обновлять содержание, формы, методы занятий, заботиться о дозировке рабочего времени, поддерживать готовность к действию, бодрой настроение и положительное отношение к труду. В эмоциональной восприимчивости и ситуативности желаний ребенка скрыты свои положительные моменты. Его легко можно увлечь работой, без особого труда переключить на полезное дело, вызвать в нем положительный эмоциональный настрой.
       Как отмечает Э.А. Фарапонова, поведение младшего школьника, определяется чаще всего мотивами двух видов: во-первых, мотивами, идущими о самой деятельности, поступков и переживаний, которые вызываются конкретными обстоятельствами. Путь к сознанию ребенка проходит через его переживания, эмоциональное состояние. Если работа, выполнение трудовых обязанностей вызывает радость, приносит удовольствие, закрепляется в успехе, то у ребенка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытывать вдохновенное чувство радости [10, с. 54].
          Так проявляется его активность, стремление делать лучше. С этого начинается воспитание чувства – любви к труду.
       Ф.И. Иващенко пишет: «Перед учителем стоит задача добиться, чтобы каждая работа и каждое занятие детей были увлекательными, интересными, полезными и успешными. У детей младшего школьного возраста преобладает интерес к конкретному, они эмоциональны, активны, впечатлительны, непосредственны. Это требует подбора яркого в художественном отношении материала для работы: рассказов, стихотворений, сказок, инсценировок, картин, конкретных примеров добросовестного отношения к труду взрослых и сверстников» [5, с.79.]
         Следует учитывать в трудовом воспитании младших школьников их склонность  к подражанию. Ребенка должна окружать обстановка добросовестного отношения к труду со стороны взрослых. Создание традиций доброго отношения к труду, опора на живые примеры – важное условие формирования интереса к труду у ребенка.
       Трудовое воспитание – процесс многогранный. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых. Учебная деятельность, занятия в кружках, просмотр кинофильмов, экскурсии, сборы, игры, но самое главное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, формируются трудовые умения и навыки.   Примерным содержанием воспитания школьников» и учебными программами предусматриваются разнообразные виды общественно-полезного труда младших школьников:
Как указывает П.П. Костенко, первые уроки научной организации труда ученик получает в учебном процессе. Трудовое воспитание и трудовое обучение взаимосвязаны. Трудовая деятельность предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками. Дети широко привлекаются к самообслуживанию. В сельских районах, где в семьях имеются приусадебные участки, домашняя птица и скот, трудовые обязанной школьников значительно объемнее, чем у городских. Детей необходимо привлекать к выполнению различных обязанностей по дому, к вопросам бюджета семьи и его использования. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда взрослых и детей [8, с. 24].
Прочно вошел в школы труд по самообслуживанию. Школьники поддерживают чистоту и порядок в классе, осуществляют мелкие ремонтные работы, изготавливают простейшие учебные пособия, работают на пришкольных участках, спортивных площадках, выполняют другие работы.
А.Г. Пашков пишет: «Своеобразной формой развития самостоятельности у школьников  являются дежурства. В педагогике определена система требований, предъявляемая учащимися друг к другу, в процессе дежурства по школе. Эти требования устанавливают нормы взаимоотношений учеников, взаимодействия отдельных групп и классов. Строгое соблюдение установленных норм коллективной жизни порождает их естественно усвоение»[9, с. 12].
Труд по самообслуживанию требует организации учащихся и педагогического руководства этим процессом. По своему социальному влиянию  производительный труд – самый значительный вид труда школьника.
Включаясь в самые элементарные  формы производительного труда школьники с раннего возраста приучаются жить общими заботами со взрослыми людьми, становятся более самостоятельными.
Шефская работа – забота о малышах, больных, престарелых.
Разные трудовые операции – сбор макулатуры, семян, ягод, вторичного сырья.
По мнению А.Г. Глущенко, чтобы детский труд стал содержательным учитель должен [4, с. 34]:
- отбирать такое содержание, которое отражало бы новые перспективы и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело  бы к достижению поставленной цели;
-         насыщать труд познавательным и творческим содержанием4
-         ставить творческие и достаточно трудные задачи, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха;
-         Использовать в системе такие трудовые задачи, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий умением пользоваться инструментом, приспособлениями.
       Итак, в разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое значение и воспитательное значение для детей – у них повышается интерес к труду и деловым занятиям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно  совершенствовать трудовые умения и навыки. Если работа, выполнение трудовых обязанностей вызывает радость, приносит удовольствие, закрепляется в успехе, то у ребенка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытывать вдохновенное чувство радости.    Так проявляется его активность, стремление делать лучше. С этого начинается воспитание чувства – любви к труду.    Перед учителем стоит задача добиться, чтобы каждая работа и каждое занятие детей были увлекательными, интересными, полезными и успешными.



1.2. Организация труда младших школьников

Воспитательные возможности коллективного  труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и   подведении итогов, анализе и оценке его результатов.
Н.Е. Цейтлин считает, что для того, чтобы  вызвать  интерес к труду,  к нему заблаговременно нужно подготовиться. При этом важно ставить детей в положение организаторов дела, заинтересованных в ходе предстоящей работы. В процессе подготовки дети знакомятся с содержанием труда, у них пробуждается интерес к нему, приобретаются умения планировать работу, распределять обязанности и задания. Организационная подготовка включает подготовку рабочего места, объектов труда, инструментов, инвентаря и материала для работы. Предварительно учитель должен побывать на месте предстоящей трудовой деятельности, определить общий объем работы, потребность в инструментах, инвентаре и материалах. Нельзя забывать, что успех работы во многом зависит от полной занятости всех детей, наличия у каждого рабочего места и объема работы. Следует обращать внимание на качество подготовки инструментов, их соответствия росту и силам учащихся. Кроме того для детей немаловажное значение имеет и эстетический вид инструментов, которыми они пользуются. Окраска, рисунок, украшение, эмблема, необычная форма – все имеет значение и возбуждает у ребенка интерес, желание поработать удобным и привлекательным инструментом [17, с. 87].
Под целью труда понимается не только материальный результат, но и то событие, которое наступит после завершения работы – праздник, экскурсия, увлекательно организованный досуг. Материальный результат и важное событие, связанное с ним, придают всему мероприятию эмоциональный подъем, вызывают интерес к труду, желание достичь цели – этой заманчивой перспективы, ожидаемой радости, которую все та хотят приблизить.
 Как отмечает А.А. Шибанова, труд не всегда приносит радость, он связан с утомлением, усталостью, выполнением обязанностей, однообразием действий, но известно, что трудолюбие воспитывается только тогда, когда труд приносит радость, успех, когда он желаемая необходимость [2, с. 56]. В школе в работе с детьми многое зависит от атмосферы положительного отношения всех к любому труду, от общественного мнения, поддержки и разумной похвалы тех, кто добросовестно трудится. Труд в глазах детей должен быть всегда высокоценимым, делом важным, почетным и престижным, а выполнение трудовых заданий, достижение результата – успехом, всем желаемым, общей  радостью. Детская радость – первичный и важнейший показатель активного включения ребенка в воспитательный процесс. Это условие является очень важным в воспитании интереса к труду у детей.
По мнению Ф.И. Иващенко, особое значение имеет организация трудового процесса. Именно в процессе труда формируется отношение к труду.  Организованное, педагогически продуманное проведение трудовой деятельности, нравственно содержательные взаимоотношения между детьми особенно важны в младшем школьном возрасте. Ведь желания ребят, переживания, поступки, во многом еще ситуативны, зависят от конкретных обстоятельств. В трудовой деятельности на них оказывает влияние прежде всего сам процесс коллективной работы, складывающиеся отно8ения, переживания эмоционального подъема, радости и успеха. Ребенок трудиться с желанием, в полную меру своих сил, если сам характер трудовых отношений, будет побуждать его к этому [5, с. 45].
Педагогически правильная организация труда имеет огромной значение в воспитании интереса к труду. Целесообразно распределять между собой работу. На отношение детей к труду, их взаимоотношения оказывает влияние характер трудовых заданий, целесообразное распределение их между участниками коллективной работы. Оптимальный вариант трудового задания: каждый участник совместной работы выполняет определенное по объему индивидуальное задание, которое является неотъемлемой частью коллективного рудового задания. Для его выполнения дети могут объединяться в группы, и тогда трудовое задание приобретает следующий характер: индивидуальное - групповое – коллективное.
Трудовые задания могут быть длительными или кратковременными, постоянными или эпизодическими. Длительными заданиями являются работа на закрепленных делянках школьного участка, уход за животными, охрана зеленых насаждений. Много внимания следует уделять выполениею кратковременных трудовых заданий, рассчитанных на 1,5 – 2часа: уборке двора, посадке цветов, изготовлению наглядных пособий. Выполняются трудовые задания  в форме операций, десантов, экипажей и т.д.  Важные трудовые задания объявляются в торжественной обстановке  на линейке, где вручаются пакеты с важными заданиями, указанием его содержания и сроков выполнения.  В самих названиях следует больше уделять внимание выдумке. На пакетах следует указывать девиз задания. Например, «Мы совсем не белоручки». Следует так же разнообразить формы и методы организации выполнения трудовых заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Уборка закрепленной территории проводится  то по форме операции «Чистый двор», то в форме десанта «Послушная метелка», то игры-соревнования «Война с мусором». Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность. Достаточно ввести в действие красные ленточки, которые привязываются к орудиям труда старательно работающих, как сразу же появляется оживление, стремление получить такой же знак отличия в дружной работе и честном соревновании [18, с. 92].
В процессе труда ребенок должен научиться наблюдать, получать новые впечатления, осмысливать свои действия, выбирать наиболее рациональные способы выполнения задания, анализировать и оценивать результаты своего труда. Дети должны привыкнуть к мысли, что знания получают не только из книг, но так же и из практической деятельности, путем труда. Для этого ребенок должен быть наблюдательным, самостоятельно приобретать знания. Такая установка на внимательное отношение  к труду дает очень много в младших классах. Известно, каких поразительных успехов достиг В.А. Сухомлинский в развитии детской наблюдательности и творчества [5, с. 76].    На первых порах именно в младших классах, надо дать почувствовать детям, что знания, получаемы на уроках, помогают в работе и что благодаря знаниям работа становится успешной, интересной и привлекательной.
Краткая вступительная беседа помогает пробудить у детей интерес и внимание к работе, желание показать свои знания в деле, на практике. Главное же состоит в том, чтобы в процессе труда создать ситуации, когда надо мыслить и действовать самостоятельно, вызвать удивление, любопытство, желание узнать больше, понять, самому попытаться найти правильное решение. Такие ситуации возникают в содержание  и логике правильно организованного труда, когда сама работа ставит задачи, пробуждает любознательность, рождает мысли.
Работа завершается подведением итогов. Задачи этого этапа организации общественно полезного труда: подвести итоги работы, оценить качество труда. Работу группы и каждого в отдельности; по достоинству оценить самых старательных и прилежных; найти недостатки, упущения.
В опыте работы сложились разные формы контроля, учета и подведения итогов трудовой деятельности. Наиболее распространенными являются рейд-проверки, смотры, посты наблюдений за работой и поведением учащихся. Осуществляют контроль учителя, вожатые, санитары, группы самых справедливых. Учет работы проводится по-разному: у одних учителей командиры ведут трудовые книжки, у других – бортовые журналы, у четвертых учет ведется индивидуально – каждый ученик имеет тетрадь, куда записывает полезные дела, в которых он участвовал, за особые успех наклеивает в тетрадь звездочки. Учет работы необходимо связывать с поощрением, т.е. выделять наиболее отличившихся в работе, отмечать успехи отдельных групп. Учет результатов деятельности коллектива и каждого участника дает положительные результаты, участия в этой работе, воспитывает их. Подведение итогов трудовой деятельности в младших классах имеет смысл лишь в том случае, если оно осуществляется оперативно и становится традицией в детском коллективе. Основные требования к учету и подведению итогов: гласность, наглядность, объективность, учет общественного мнения и коллективной оценки труда [18, с. 126].
При подведении итогов труда можно использовать игровые приемы – секретные пакеты с зашифрованным указание времени и места отчета, инсценированные представления, соревнования, конкурсы, викторины.
Возможности для включения в труд младших школьников значительно шире, чем в предыдущие года благодаря приобретенному ими опыту и развитию ряда качеств: устойчивости трудовых навыков, старательности, желания трудиться, умения работать вместе небольшой группой. Большая часть поручений в младших классах имеет коллективный  характер.        Общие поручения приучают детей работать в небольшом, согласовывая свои желания с желаниями  других детей, внося свою долю труда в общее дело.
Например, учитель объединяет группу детей (от 2 до 5 человек) общим заданием: «Все вместе прополите грядку», «Подклейте  «больные книжки»,  и т.д. Опираясь на имеющиеся представления и умения ребят, учитель использует опосредованные методы воздействия: вместо прямого указания ставит вопрос, предлагает сначала договориться о последовательности работ и т.д. Учитель учит детей договариваться о распределении работ, именно при разной работе может возникнуть спор из-за того, кому что делать: одни дела кажутся более интересными, другие не нравятся. Учитель привлекает на помощь правила: надо уметь уступать, надо научится выполнять любое дело.
Педагог пристально наблюдает, как дети договариваются о распределении работы, какой характер приобретают их взаимоотношения. Если наиболее инициативный ребенок, предлагая свой вариант не считается с интересами других детей, не принимает их предложения, следует помочь ему понять недопустимость такого поведения, несправедливость по отношению к сверстникам, приучить уступать, сдерживать свои желания. И, наоборот, пассивных детей педагог побуждает проявлению инициативы, помогает включиться им в коллектив, поддерживает их предложения. Этими приемами педагог способствует развитию дружеских взаимоотношений.
Принимая законченную работу, давая ей оценку, учитель особенно вы делает факты проявления дружелюбия, помощи, подчеркивает полезность и преимущества коллективного труда. Очень важно, чтобы планируя общие поручения, учитель предусматривал систематическое участие в труде каждого ребенка. Это возможно в том случае, когда он ежедневно привлекает а к различным видам труда то одну, то другую группу детей (из 6-7 детей) [4, с. 68]
Если дети не овладевают опытом регуляции взаимоотношений, то каждая задержка может привести к срыву, ссорам, конфликтам. Поэтому большое значение имеет задача формирования положительных взаимоотношений. Если нормы взаимоотношений сразу реализуются в непосредственной деятельности самих детей, они усваивают активно.
Участники совместной деятельности оказываются и контролерами качества: второй участник оценивает качество работы первого и может предъявит  претензии в случае обнаружения недостатков, которые будут тормозить его работу.  Такая организация труда объективно создает условия для возникновения всякого  рода ситуаций, в которых дети проявляют определенное отношение друг к другу, к деятельности друг друга. А возникающие между детьми общение педагог используют для формирования положительных взаимоотношений, предупреждая возможные споры и недоразумения. Организуя работу детей, педагог должен учитывать, что неодновременное включение детей в процесс деятельности при совместном труде может вызвать недовольство со стороны ожидающих (часто некоторые дети вынуждены ждать, если учитель не поручит им выполнить дополнительную работу, пока первые справятся  счастью задания).        Бездеятельность их не устраивает, и они предъявляют требования к товарищам ускорить темп работы. Однако такие требования могут быть несправедливы, так как задержка связана с особенностью организации труда. Учитывая  это, педагог предлагает, например, тому ребенку, который должен подметать дорожку, помочь вскопать землю около деревьев [9, с. 15].
Зная, что остановки в процессе деятельности вызываются различными причинами (дети работают в разном темпе, обладают различным уровнем умения), взрослый разъясняет детям, как следует поступать в том или ином случае, учит  предъявлять претензии в доброжелательном тоне, предлагать свою помощь, вводить правила и обосновывает их справедливость).  Когда первый участник совместной деятельности заканчивает свою работу, воспитатель привлекает его к помощи остальным,  либо предлагает заняться дополнительными делами. С течением времени дети начинают все боле самостоятельно договариваться, совместно разрешать ситуации, в  которых появляется необходимость уступить или настоять на своем, используя моральные правила. Взаимоотношения принимают положительный характер и переносятся в повседневную жизнь.
Итак, воспитательные возможности коллективного  труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и   подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Для того, чтобы  вызвать  интерес к труду,  к нему заблаговременно нужно подготовиться. При этом важно ставить детей в положение организаторов дела, заинтересованных в ходе предстоящей работы. Особое значение имеет организация трудового процесса. Именно в процессе труда формируется отношение к труду.  Организованное, педагогически продуманное проведение трудовой деятельности, нравственно содержательные взаимоотношения между детьми особенно важны в младшем школьном возрасте. Работа завершается подведением итогов.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа организации трудовой деятельности  младших школьников

2.1. Диагностика уровня  трудолюбия у  детей младшего школьного возраста

     Исследование проводилось в  школе  № 45 г. Набережные Челны с 1 октября  по 1 декабря 2009 г. В исследовании принимали  участие   учащиеся 2-х классов в количестве 30 человек.
 2 «А»  класс - 15 человек составили экспериментальную группу; 
2 «Б» класс - 15 человек – контрольную группу.
В экспериментальной группе была организована специальная работа по воспитанию  трудолюбия у школьников. В контрольной группе  трудовое воспитание проводилось традиционно.
  Была использована методика для определения уровня  трудолюбия Г.А. Урунтаевой.
  Цель методики: определить уровень трудолюбия.
Были использованы следующие задания для выявления трудолюбия.
1.      Уборка в классе
2.     Работа на пришкольном участке
3.     Посадка саженцев на территории школы
4.     Сконструировать какой-либо предмет на выбор
5.     Сделать что-либо для выставки, организуемой в школе  (игрушки, вышивка, лепка, рисунок).
Если ребенок  охотно соглашается выполнить поручение он получает  2 балла, если соглашается, но  неохотно 1 балл, отказывался – 0 баллов.
Для выявления уровня трудолюбия детям были заданы вопросы:
1.     Нравится тебе подклеивать книги?
2.     Любишь ли ты ухаживать за цветами, растущими в  группе?
3.     Любишь ли ты делать подарки для мамы
Если ребенок   отвечает, что очень нравится, ему присуждается 2 балла
Если  ребенок  отвечает, что не знает,  отвечает неохотно - 1 балл
Если ребенок   отвечает, что очень нравится, ему присуждается 2 балла
Если  ребенок  отвечает, что   не нравится  – 0 баллов.
Критерии:
От 12 до 16 баллов -  высокий уровень
От 8 до 11 баллов – средний  уровень
Менее 8 баллов – низкий уровень
Результаты  тестирования приведены в  приложениях 1 и 2.
Сравнительные результаты определения уровня трудолюбия у  школьников экспериментальной и контрольной групп приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные результаты определения уровня трудолюбия   школьников
Уровень трудолюбия
2 «А» класс
2 «Б» класс
Количество
В
3
3
С
4
3
Н
8
9

 Проанализировав результаты первого этапа исследования, мы приходим к выводу, что уровень трудолюбия у  школьников находится на довольно низком уровне.  8 детей во 2 «А» классе,  9 детей во 2 «Б» классе имеют низкий уровень трудолюбия. Лена и Динара  отказываются убирать  в   классе, работать на  пришкольном  участке, не участвуют в посадке саженцев на территории школы. Рустам и Руслан очень неохотно соглашаются выполнять поручения.
Высокий уровень трудолюбия показали 3 человека во 2 «А» классе и 3 человека во 2 «Б» классе. Катя, Боря охотно участвуют во всех общественных работах. Охотно выполняют поручения, принимают активное участие в организации выставки детских работ. Уровень интереса к труду у этих детей  мы оценили как высокий.
Таким образом, мы видим, что необходимо проводить работу по формированию трудолюбия. С этой целью мы разработали план мероприятий по трудовому воспитанию.  

2.3.         Организация работы по  трудовому воспитанию  младших школьников
На основе полученных результатов, на формирующем этапе был   составлен план мероприятий по трудовому воспитанию учащихся 2 «А» класса. В разработанном плане был специально  разработан комплекс мероприятий, которые  можно использовать  в сочетании с проводимыми  уроками по трудовому обучению, а также в свободное время.
Таблица 1
План мероприятий по трудовому воспитанию учащихся 2 «А» класса
Мероприятие
1
Беседы «Кого называют трудолюбивым»
2
Сбор Умение везде найдет применение
3
Маршрут «Совсем рядом»
4
 Десант «Книжка заболела» ( ремонт книг в библиотеке)
5
Конкурс «для чего нужен инструмент»
6
Выставка рисунков, поделок, изготовленных  детьми
7
Работа на пришкольном участке.
8
Сбор «Делаем сами»,
9
Экскурсия на предприятие, где работают родители
10
Беседа: « Береги школьное имущество, свои и чужие вещи»

Ниже приведены конспекты проводимых мероприятий
Беседа: «Кого называют трудолюбивым?»
Цель беседы: усвоить смысл слова «трудолюбивый», выз­вать желание быть трудолюбивым.
Оборудование: 2—3 картины, изображающие работаю­щих людей.
Содержание беседы.
В начале  учитель выясняет у детей, что значит быть трудолюбивым?
Затем он спрашивает: «Кого вы знаете из близких вам людей (в школе, дома), которых называют трудолюбивыми?
За что их так называют?
Как вы можете объяснить поговорку «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»?»
Далее  учитель читает небольшой рассказ из школьной жиз­ни:
«Когда дежурит Дима, в классе всегда бывает чисто, убрано, уютно. Он наводит порядок и в шкафу, где хранятся картины, таблицы и другие наглядные пособия.
  Однажды во время дежурства Дима подбирал картины к уроку и обнаружил, что часть из них требует ремонта. «Надо подклеить, прибить планочки»,— решил он. После уроков он остал­ся и аккуратно выполнил эту работу.
На другой день учительница открыла шкаф и удивилась:
— Какой у нас тут порядок! Кто это так хорошо потрудился? Слава промолчал, а ребята ответили:
— Это Дима, он вчера был дежурным».
 После чтения рассказа  учитель задает следующие вопросы: какие черты характера проявились в поступке Димы? Какое слово противоположно по значению слову «трудолюбивый»? Что же зна­чит быть трудолюбивым?
Сбор «Умение везде найдет применение»
  Целевое назначение сбора — развитие интереса к труду и стремлений приобретать трудовые умения и навыки. Готовясь к сбору, учащиеся находят полезные дела для своих звеньев, выполняют их и докладывают об этом в комитет класса. На стенде «Наши дела» отмечается движение каждого звена по ступенькам к вершине — дню сбора группы. Самоделкин (умелец) дает советы учащимся , какие поделки они могут сделать, оказывает им помощь. Объявляются конкурсы на лучшую поделку из бумаги, картона и дерева, на лучшее изделие швеи и вязальщицы.
Основная часть сбора — соревнование на быстрое и качествен­ное выполнение заданий: вырезать по готовому образцу из плот­ной бумаги геометрические фигуры, силуэты животных, ово­щей, фруктов и наклеивать их на картон; по шаблону вырезать силуэтную модель лодки, ракеты, машины; сделать из бумаги кор­зинку (коробку) и наполнить ее фруктами и овощами, вылеплен­ными из пластилина; из готовых деталей собрать модель; по готовой  разметке выпилить лобзиком круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
 Конкурс умельцев: назовите инструменты для выпиливания и выжигания (ответ по рисункам — лобзик, струбцина с под­ставкой, буравчик, шило, напильники, аппарат для выжигания);  назовите инструменты для картонажных работ (ответ — нож, нож­ницы, линейка, угольник, кисти, резак для бумаги).
Конкурс «Что нужно Самоделкину?»
Появляется мастер Самоделкин (умелец). Он говорит: «Носик — винтик, ушки — гаечки... Я дружу со всеми, кому нравится все делать своими руками. Узнаете вы меня? Я мо­гу сделать скворечник, сконструировать самолет, ракету, починить утюг, отремонтировать книгу... А кто скажет, какие мне вещи нужны?» (Ответ подготавливают заранее: «Молоток, тиски и кле­щи, ключ, напильник и ножовка. А всего нужней сноровка».)
Мастер Самоделкин загадывает загадки:
Твои помощники, взгляни, Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они Работы не боятся. (Руки.)
В доску спрячется бедняжка, Чуть видна его фуражка. (Гвоздь.)
С «Ч» над морем я летаю, С «Г» в машинах я бываю. (Чайка — гайка.)
Сто маленьких братцев
Между собой равны,
Угадай, кто они. (100 см в 1 м.)
  Найдите в словах названия инструментов: это портфель (то­пор); купил арбуз (пила), наши лобзики (шило), прямо лоток (молоток).
 Подводятся итоги сбора, награждаются лучшие умельцы, побе­дители конкурсов, даются задания к следующему сбору.
Маршрут «Совсем рядом»
  Первыми во дворах, скверах, на пустырях и участках прилегаю­щих к ним улиц появляются разведчики и связные. Их задача — найти полезные дела, узнать, какую помощь можно оказать в благоустройстве двора, сквера, улицы.
Если «совсем рядом» окажется много неотложных дел, то нужно срочно готовить операции. В штаб направляется донесение, в котором указываются места, где предстоит поработать. На основании донесения разведчиков штаб решает провести три операции: «Чистый двор», «Санитары на посту» и «Радость людям». В отряде создаются три группы, которые возглавляют вожатые и командиры. В назначенный час, готовые к выполне­нию заданий, группы высаживаются на трех участках.
Операция «Чистый двор».
  На месте уточняется задача десанта: убрать мусор, камни, ветки, засыпать ямы, навести поря­док на площадках. Обязанности участников десанта распределяют­ся в соответствии с объемом и характером труда: одни собирают мусор, камни, траву, другие подметают двор, третьи выравнивают площадку, четвертые относят собранный мусор в ящик или зары­вают его в землю, пятые поливают цветы, кустарники и деревья.
Конкурс
Для чего нужен инструмент?
    Для игры-конкурса заготавливают 12—16 бумажных квадратов, которыми накрывают рисунки игрового поля. Каждый играющий по очереди открывает рисунок, называет инструмент и говорит, для чего он нужен. Если ответ правильный, бумажный квадрат остается у играющего. Рисунки на игровом поле можно периоди­чески менять. Побеждает тот, кто больше наберет квадратов.
Разработанный нами  комплекс мероприятий был апробированы на учащихся 2 «а» класса с целью проверить экспериментальным путем его эффективность. В процессе проведения мероприятий дети  узнавали о труде взрослых, о профессиях, о необходимости трудиться. Дети строили скворечники для птиц, заготавливали корм на зиму для птиц, ухаживали за растениями в классе, следили за чистотой в классе и на пришкольном участке, ремонтировали книги. Учащиеся приобрели знания о слесарных и столярных инструментах,  приобрели  практические навыки в  использовании этих инструментов. Учащиеся с увлечением принимали участие в трудовой деятельности, стремились добиться успехов в труде, радовались своим удачам.

2.3.Анализ результатов работы

Цель данного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать выводы. На данном этапе детям предлагалось выполнить те же задания, что и на первом этапе исследования. Результаты   исследования занесены в приложения 3 и 4.
Таблица 2
Сравнительные результаты исследования уровня трудолюбия у  учащихся
2 «А» класса
Уровень
1 этап
3 этап
Кол-во чел.
Кол-во  чел.
В
3
7
С
4
7
Н
8
1
По данным таблицы  2 построим гистограмму ( рис.1).
           
        Кол-во чел.
Рис. 1. Сравнительные результаты исследования уровня трудолюбия у  учащихся 2 «А» класса

 

Анализируя гистограмму (рис.1) , мы видим, что  количество  детей с высоким уровнем трудолюбия выросло с 3 человек на 1 этапе  до 7 человек на 2 этапе, количество детей со средним уровнем выросло с 4 до 7 человек, количество человек с низким уровнем трудолюбия снизилось с 8 человек до 1 человека.

Таблица 3
Сравнительные результаты уровня трудолюбия у школьников 2  «Б» класса
Уровень
1 этап
3 этап
Кол-во чел.
Кол-во чел.
В
3
4
С
3
5
Н
9
6
По данным таблицы  3 построим гистограмму ( рис.2)







Кол-во чел.
Рис. 2. Сравнительные результаты исследования уровня трудолюбия у   учащихся 2 «Б» класса
 
Анализируя гистограмму, мы видим, что  количество  школьников с высоким уровнем трудолюбия выросло с 3 человек на 1 этапе  до 4 человек на 2 этапе, количество школьников со средним уровнем выросло с 3 до 5 человек, количество человек с низким уровнем трудолюбия снизилось с 9 человек до 6 человек. На основании полученных данных, составим таблицу  4.
Таблица 4
Прогресс, наблюдаемый в  развитии уровня трудолюбия у школьников
Уровень

2 «А» класс
2 «Б» класс
1 этап
3 этап
Прогресс в %
1 этап
3 этап
Прогресс в %
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
В
3
20
7
47
27
3
20
4
27
7
С
4
27
7
47
20
3
20
5
33
13
Н
8
53
1
6
47
9
60
6
40
20
Ср. значение прогресса в %
31,3
Ср. значение прогресса в %
13,3

По данным таблицы 4 построим гистограмму  ( рис.3).
%
Рис. 3. Среднее  значение прогресса

Анализируя гистограмму, мы видим, что во  2 «А» классе количество  школьников с высоким уровнем трудолюбия выросло на 27%, во  2 «Б» классе - только на 7%. Количество  детей с низким уровнем трудолюбия снизилось во  2 «А» классе на 47%, во  2 «Б» классе – только на 20%. Количество школьников со средним уровнем повысилось во  2 «А» классе на 20%, во  2 «Б» классе -  на 13%.
Таким образом, мы делаем вывод, что  наша  гипотеза о том, что педагогически правильная организация труда, способствует воспитанию трудолюбия у младших школьников,  подтвердилась.
Оценивая результаты работы, мы пришли к выводу, что  в процессе проведения мероприятий дети  узнавали о труде взрослых, о профессиях, о необходимости трудиться. Дети строили скворечники для птиц, заготавливали корм на зиму для птиц, ухаживали за растениями в классе, следили за чистотой в классе и на пришкольном участке, ремонтировали книги. Дети приобрели знания о слесарных и столярных инструментах,  приобрели  практические навыки в  использовании этих инструментов. Дети с увлечением принимали участие в трудовой деятельности, стремились добиться успехов в труде, радовались своим удачам. Уровень трудолюбия значительно повысился.


Заключение

Таким образом,  проанализировав научную и специальную литературу по теме работы, можно сделать следующие выводы. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.  Нравственное и трудовое воспитание  должно осуществляться всеми педагогическими средствами  в  процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь  школьникам увидеть в  нем  источник  развития  своих  способностей  и   нравственных   качеств.
Участие школьников в общественно полезном и производительном  труде  рассматривается в тесной связи с их  умственным,  нравственным,  эстетическим  и  физическим воспитанием и развитием. 
Исследованный   материал   позволил    сделать    вывод,    что    труд учащихся должен правильно, педагогически целесообразно организован.    Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя  и закрепляя знания, ученик  закрепляет  свой  кругозор.  Он  становится  более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все  это превращает труд в активный  стимул  для  получения  новых  знаний.  Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное  отношение  к  труду,  вызвать интерес  к  работе,  добиться  оказания  ими  полезности  своего  труда  для общества, помогают увидеть перспективы его развития.    В  процессе  труда  учащиеся  контактируют  с   коллективом   взрослых. Такая организация трудового воспитания способствует  пробуждению  любви  к  труду, возникновению потребности  трудиться  на  общую  пользу,  выработка  навыков коллективной  деятельности,  зарождению  творческого   отношения   к   труду учащихся. 
Познание  радости  труда  для  людей,  радости   труда   в коллективе  превращает  труд  в  потребность,  служит  источником  моральных чувств школьника. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем в будет  воспитываться  в  ребятах  нравственные  черты  как  верная   дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.
    Труд всегда был источником красоты,  нравственное  воспитание  в  труде позволяет   учащимся    непосредственно    воспринимать    красоту    труда, почувствовать  его  преобразующую  силу,   его   привлекательность.   
Очень важна организация  коллективного  труда,  объединяющего  интересы школьников,  где  развиваются  нравственные  черты:  дружба,   взаимопомощь, коллективное  творчество  в   труде,   устанавливать   взаимозависимость   и согласованность  в  труде,  атмосферу  высокой  моральной   и   материальной ответственности, критики и самокритики.
Анализируя  результаты исследования, мы пришли к выводу, что во  2 «А» классе количество детей с высоким уровнем трудолюбия выросло на 31%, во   2 «Б» классе - только на 13%. 
Оценивая результаты работы, мы пришли к выводу, что  разработанный нами комплекса мероприятий  способствует воспитанию трудолюбия у  младших школьников.



Библиография
 
1.Буре, Р.С.  Учите детей трудиться / Р.С.  Буре -  М.: Просвещение, 1983. – 115 с.
2.Воспитание школьников в труде /  Под ред. А.А. Шибанова. - М.: Педагогика, 1996. – 145 с.
3. Гордин, А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде / А.Ю. Гордин – М.: Просвещение, 1987. – 167 с.
4.Глущенко, А.Г. Трудовое воспитание младших школьников / А.Г. Глущенко -  М.: Просвещение, 1985. – 210 с.
5.Иващенко, Ф.И. Труд и развитие личности школьника / Ф.И. Иващенко– М.: Аркти, 2000. – 162 с.
6.Кокорева, Н.Н. Любить труд на родной земле / Н.Н. Кокорева.- М.: Сфера, 2003. – 85 с.
7.Кузина, Т.Ф.Занимательная педагогика народов России / Т.Ф. Кузина -  М.: Школа-пресс, 1998.  – 144 с.
8.Костенко, П.П. Воспитание интереса к труду / П.П. Костенко - М.:Аркти, 2004. – 150 с.
9. Пашков, А.Г. Труд как средство воспитания / А.Г.  Пашков // Педагогика.- 2008. - № 4. – С.12-14.
10. Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э.А. Фарапоновой. – М. : Педагогика, 1998. – 210 с.
11. Степаненков, Н.К. Педагогика / Н.К Степаненков. – М.: Сфера,  2003. – 340 с.
12. Учитель по имени труд / Составитль Л.Н. Гущин. - М.: Аркти, 2006.   – 115 с.
13. Харламов, И.Ф. Педагогика /  И.Ф. Харламов. -  М.: Гардарики, 2002.  – 410 с.
14. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б.Черепанова – М.: Педагогика, 2000. – 60 с.
15.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. -  М.: Сфера,  2007. – 70 с.
16.Урунтаева, Г.А.  Практикум по детской психологии / Г.А.  Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 220 с.
17. Цейтлин, Н.Е. Справочник по трудовому обучению / Н.Е. Цейтлин. -  М.: Владос, 2005. – 280 с.
18.Чернышенко, И.Д. Трудовое воспитание школьников / И.Д. Чернышенко -  М.: Просвещение, 2006. – 232 с.
 
 
 
 
Приложение  № 1
Уровень  трудолюбия у учащихся 2 «А» класса
Имя
Кол-во баллов
Уровень
1
Тимур
10
С
2
Лена
6
Н
3
Ленар
9
Н
4
Катя
12
В
5
Айнур
10
С
6
Оксана
5

Н

7
Боря
14
В
8
Эльза
9
С
9
Рустам
5
Н
10
Динара
6
Н
11
Ильнур
10
С
12
Даша
14
В
13
Гуля
7
Н
14
Дима
5
Н
15
Олеся
6
Н




Приложение  № 2
Уровень трудолюбия у  учащихся 2 «Б» класса
Фамилия, имя
Кол-во баллов
Уровень
1
Коля
12
В
2
Марина
5
Н
3
Ленар
6
Н
4
Лена
10
С
5
Ильнур
10
С
6
Алсу
7
Н
7
Марат
6
Н
8
Дина
10
С
9
Алмаз
7
Н
10
Катя
6
Н
11
Гуля
15
В
12
Артем
12
В
13
Ира
5
Н
14
Ильдар
4
Н
15
Надя
5
Н


  

Приложение № 3

Уровень трудолюбия   у учащихся 2 «А» класса на заключительном этапе
Фамилия, имя
Кол-во баллов
Уровень
1
Тимур
14
В
2
Лена
10
С
3
Ленар
12
В
4
Катя
12
В
5
Айнур
14
В
6
Оксана
9
С
7
Боря
14
В
8
Эльза
11
С
9
Рустам
9
С
10
Динара
10
С
11
Ильнур
14
В
12
Даша
14
В
13
Гуля
9
С
14
Дима
9
С
15
Олеся
7
Н

   
  
Приложение  № 4
 Уровень трудолюбия у  учащихся 2 «Б» класса на заключительном этапе
Фамилия, имя
Кол-во баллов
Уровень
1
Коля
12
В
2
Марина
6
Н
3
Ленар
7
Н
4
Лена
12
В
5
Ильнур
10
С
6
Алсу
9
С
7
Марат
7
Н
8
Дина
10
С
9
Алмаз
11
С
10
Катя
7
Н
11
Гуля
15
В
12
Артем
14
В
13
Ира
7
Н
14
Ильдар
6
Н
15
Надя
7
Н

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий